«Медвежий праздник» - традиция северных народов

«Культ медведя у народов Северо-Западной Сибири»

Медведь в миропонимании ханты - это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда-то в детстве он жил на небе, но его неудержимо влекла земля. Отец - верховный бог - уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают охотники и как, предписано богом, устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник.

Медвежий праздник или медвежьи игрища - наиболее древняя церемония, которая сохранилась до наших дней. Медвежий праздник является главнейшей составной частью культа медведя в жизни народов Северо-Западной Сибири. Как следует из рассказов охотников и многочисленных описаний, отправляясь за медведем, охотники проходили обрядовое очищение с произнесением соответствующих заговорных текстов. Для всего, что связано с медведем, был разработан тайный язык, в который по подсчетам специалистов входило около 500 слов. Самого его называли "зверь", шкуру - "изготовленная матерью мягкая одежда", снег - "белая пыль", ружье - "гремящая вещь", медведя не убивают, а "низводят" из леса в селение.

По тайге летают сказки,

По тайге легенды бродят

Как охотники медведя,

Встретив, хитростью "низводят"

В деревнях расскажут ханты

Как медведя "опускают"

Как героя восхваляют,

Но никто сказать не смеет,

Что медведя - убивают...

"Низведен" медведь, "опущен", -

Он поддался ненароком, -

Голова его большая

На столе лежит широком

И тогда его мужчины

Духом леса называют,

Куньей песней развлекают,

Птичьей пляской провожают.

Подьем зверя из берлоги - обязательное условие его добычи. Берлогу обкладывали со всех сторон деревьями, чтобы отнять у него всякую возможность выйти оттуда, оставляют лишь одно небольшое отверстие, через которое его и убивают, стреляя несколько раз из ружья или лука; если же он вышел из берлоги, то его подкарауливают в окрестностях, искусно скрываясь за деревьями, кустарниками; подпускают его не менее чем на десять шагов и стреляют обыкновенно или в сердце, или в глаз. Когда медведь убит, то если он лежит в берлоге, его вытаскивают оттуда, закидывая обязательно аркан на шею, и начинают с целью взаимного очищения бросаться снегом, а летом же и вообще в теплое время - мохом и землёю.

Затем приступают к снятию шкуры, для чего предварительно на грудь и брюхо медведя кладут пять или четыре поперечные палочки, означающие застежки ягушки. Ягушка - верхняя одежда, которая делается из оленьей шкуры, шерстью вверх. Разрезав палочки, как бы разрезав застежки, сдирают шкуру со всего тела, за исключением головы и передних лап, где её оставляют с конца пальцев до костевых сгибов. Затем шкуру несут, или везут (зависит от расстояния) в стойбище или посёлок через все близлежащие священные места, таким образом они знакомят медведя с примечательными местами. У медведя спрашивают, какой лесной дух пришёл в образе медведя, согласен ли он, чтобы проводились игрища, желает ли он быть домашним духом, какое жертвенное животное ему необходимо. Подходя к дому, те, кто несёт медведя, делают быстрые движения и кричат. Принёсенное вносится в дом наиболее зажиточного охотника, чтобы он мог устроить лучшее угощение убитому зверю и дать ему наиболее удобное помещение.

Женщины тотчас же приступают к устройству в переднем углу, в наиболее почетном месте, помещение для убитого медведя. Для этого берется стол или просто очищается место на нарах, достаточное для шкуры, и её кладут туда, подложивши предварительно три, если самец, и две, если самка деревянных перекладины. Морда располагается между лап и перед ней ставится несколько оленьих изображений, сделанных из хлеба или бересты, на глаза прикрепляются серебряные монеты, на конец морды надевается берестяной кружок и на пальцы, если убита самка кольца; монеты и намордники одевают, потому что женщины не могут, недостойны смотреть медведю в глаза и целовать его, что проделывают мужчины; поэтому женщины закрывают свои лица платками, когда видят медведя - при вносе медведя в жилище под порог обыкновенно кладется топор.

После этого приступают к приготовлению всего необходимого для празднества, которое совершается всегда по ночам, так как боги преимущественно в это время посещают землю, и таким образом они могут видеть, как почитается тень великого убитого зверя, все почести, воздаваемые шкуре, имеют своим назначением медвежью тень. Празднества продолжаются не менее трех дней, если убитый медведь молодой; четырех - если самка, и пяти, если самец. Гости съезжаются со всей округи. Наконец все готовы, наступают сумерки, начинается оживление, которое все больше и больше увеличивается и к ночи достигает своего предела. Охотник, убивший медведя, сидит у него по правой стороне и левую руку держит у него на шее; по левую сторону сидят музыканты.

Программа начинается с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных деяниях. Их обычно поют по три, пять или семь человек, взявшись за мизинцы и в такт, пению поднимая и опуская руки, таким образом, кланяясь медведю. Этими песнями начинают каждый день новых игрищ. Утром медведю пели песню пробуждения, затем исполняли хвалебную песнь. Затем начиналась вторая часть медвежьего праздника - драматические представления. Актерами были только мужчины в масках, при исполнении женских ролей они надевали поверх своей одежды женскую. В течении нескольких вечеров разыгрывалось по десятку сцен из повседневной жизни ханты: изображали трусливого охотника, неудачное сватовство, столкновения с чиновниками. Никто не имел право обижаться, если насмешливая сценка относилась к нему. В промежутках между песнями и сценами устраивали танцы под музыку. Проводилось гадание об охоте. Как правило, во время медвежьих праздников разыгрывается тридцать три сценки. Это число у ханты считается священным. В конце праздника мясо медведя варили и съедали.

В последнюю ночь, при выносе шкуры в тундру или в лес, мужчины готовят себе голову, сердце и лапы. После еды этого мяса обыкновенно вытирают себе губы и руки стружками, предварительно подержанными в дыму, которые затем бросают в огонь и все остальное, что осталось от медведя, чтобы оно не попало собакам или птицам. Череп медведя вешают на дерево или палку в полной уверенности, что медведь благодарный за все почести, которые ему оказали после смерти, будет приносить всем присутствующим на этом празднике удачу. Шкура его жертвуется богам, а клыки и когти вырывают как предметы, имеющее религиозное значение. Этим собственно и оканчиваются празднества в честь медведя. На день между ночами шкуру покрывают платками и стараются из того помещения, где она лежит, выходить лицом, не поворачиваясь к ней спиной.

Существует помимо сказанного, немало указаний на то, что медведя считают священным зверем. Например, его лапой и мордой клянутся. Причем, дающий клятву грызёт лапу или три раза замахивается топором над висящим на дереве черепом, говоря что пусть его медведь также загрызёт и загубит, как он это теперь с головой и ногой. Если женщина случайно набредёт на медвежьи следы, то она должна обойти их или же что-нибудь на следы в виде жертвы. Этот праздник является сакральным праздником, поэтому доступ ко многим сторонам этого культового праздника закрыт для женщин. Но он несёт в себе не только сакральную нагрузку, одновременно это праздник, на котором радуются большой добыче и воздают должное мужеству человека и его отваге при добыче медведя: ведь в представлении ханты этот зверь - существо почти сверхъестественное. Праздник медведя, как и другие, вносил разнообразие в трудную повседневную жизнь, снимал психологическое напряжение. Комически - критические сцены играли развлекательную и воспитательную роль. По современным понятиям, это фольклорный праздник.

Более подробно с описанием этого праздника Вы можете познакомиться в книге Талигиной Надежды Михайловны. Описание медвежьих игрищ у сынских хантов. Книга издана в Салехарде в 2007 году. Она является первой работой, посвященной мифологическому празднику, одной из ярчайших проявлений народной культуры народов ханты - медвежьему празднику "Якты хот" - "танцующий дом" Для описания праздника послужили полевые материалы и фотографии автора. В

1. Верования традиционные (ханты).

Источник: http://hmao.kaisa.ru/object/1809238751?lc=ru

2. Обычаи и праздники народов Севера.

Источник: http://etnic.ru/wow/obichai-i-prazdniki.html

3. «Медвежий Праздник» - традиция северных народов.

Источник: http://tainaurala.ru/index.php/legendy/legendy-uralskikh-gor/shamany-uralskikh-lesov/289-medvezhij-prazdnik-traditsiya-severnykh-narodov

4. Народ манси: воплощение мифа/И. Н. Гемуев.

Источник: http://hmao.kaisa.ru/object/1808925983?lc=ru

5. Обычаи и праздники народов Севера.

Источник: http://etnic.ru/wow/obichai-i-prazdniki.html

6. Обычаи и праздники хантов и манси.

Источник: http://www.fiesta-da.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=307

7. О медвежьих обрядах вогулов / А. Канисто.

Источник: http://hmao.kaisa.ru/object/1808926741?lc=ru

8. Партанов, Никита. Ритуальный праздник народов манси: зачем нужна берестяная маска на "медвежьих торжествах"? / Н. Партанов // Родина. - 2010. - с. 109: ил.

9. Праздники тайги и тундры

Источник: http://www.gcbs.ru/pub/prazd/Prazdniki.html

10. Соколова З. П. "Медвежья пляска"/З. П. Соколова // Путешествие в Югру. - Москва : Мысль. - с. 70 - 75.

11. Тарабаева, Ирина. Чудо из чудес - медвежьи игрища : [Национальный обряд "Медвежьи игрища" назван победителем в номинации "Праздники" в Международном конкурсе "7 чудес финно-угорского мира и самодийских народов] / И. Тарабаева // Тюменские известия. - 2010. - №221(16 дек.). - с. 1,9 : ил.

12. Талигина, Надежда Михайловна. Описание медвежьих игрищ сынских хантов / Н. М. Талигина ; фото: Н. М. Талигина, С. Г. Попов ; Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО. - Салехард : Красный Север, 2007. - 104 с. : фото.цв., муз. пр.

 

Составители : Симонова Е.В. главный библиограф ЦГБ и Никитина Л.А. ведущий библиотекарь ОКиО