Слово и дело Альберта Лиханова

Известно, что народ коми живет на северных землях с 1 тысячелетия до нашей эры. Название коми происходит от самоназвания народа – коми войтыр, что в переводе означает коми народ. Коми нередко называют зырянами, слово зыряне в переводе с коми языка означает живущий на границе. В результате постепенного расселения народ коми условно разделился на северный - (коми-ижемцы) и южный - (сысольцы, прилузцы) этносы.
Коми в основном проживают на территории республики Коми, часть коми проживает в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе.
Язык коми (коми язык, коми-зырянский язык) относится к уральской языковой семье. В основу письменности коми положена кириллица. В северных районах Российской Федерации выходят телепередачи и печатные издания на коми-языке.
http://regionyamal.ru/img/komi3.jpgОбычно зыряне имеют средний или чуть выше среднего рост (около 165-170 см), правильное телосложение. Невысокое, слегка уплощенное лицо обрамлено темными или черными волосами, переносье широкое, глаза серые или карие. Ближе к югу у коми встречаются голубые глаза и светлые волосы.
Северные коми были оленеводами, охотниками и рыбаками, южные коми занимались охотой и рыбалкой, знали скотоводство и земледелие, но до 18 века это были скорее подсобные отрасли. В 18 веке из-за увеличения добычи промысловых зверей произошло резкое сокращение их численности, с этого времени скотоводство, оленеводство и земледелие стали основными занятиями коми.
http://regionyamal.ru/img/komi.jpgКоми жили в деревнях и селах, расположенных на берегу реки. Дома старались располагать вдоль реки в один ряд. Северные поселения располагались на значительных расстояниях друг от друга и состояли из нескольких домов. В южных поселениях могло жить до нескольких сотен человек, нередко такие поселения образовывались из-за слияния соседних деревень. Жилищем служили срубные прямоугольные избы с высоким подклетом (нижним этажом, чаще всего нежилым), крытые односкатной крышей. Во дворе находились хозяйственные постройки и двухэтажный хлев.
Одежда южных коми по стилю и крою напоминала русскую одежду. Женщины носили рубахи, сарафаны, шубы; мужской гардероб состоял из рубахи, холщевых штанов, кафтана и шубы. Отличие от русских костюмов заключалось в используемых цветах тканей и особенностях отделки. Северные коми нередко носили одежду, характерную для ненцев.
Исконной религией коми являлось язычество, следы которого не утрачены и в наши дни. Даже сейчас на некоторых сельских кладбищах можно увидеть старые могилы, с характерным надгробием, где вместо христианского креста установлен деревянный столб, свойственный языческому культу. Раньше, до прихода православия, поклонялись коми-зыряне силам природы, духам леса и деревьям, чтили священных животных, птиц, рыб.
Из деревьев священной считалась ольха, верили,  что в этом дереве живут души усопших. Из птиц почитаемой была утка, из рыб — щука. Из костей этих животных делали амулеты, в качестве оберега служила челюсть щуки и грудная кость утки. Охотники мастерили амулеты из когтей и клыков убитого ими медведя
Традиционные верования народа коми тесно переплетены с христианством, такая ситуация сложилась из-за того, что нами приняли христианство довольно рано, еще в 14 веке, при этом многие обычаи и верования сохраняются до сих пор.
В основе мифологических верований коми лежит многобожие и анимизм. Древние коми верили, что духи живут везде – в воде, в лесу, в огне, в воздухе, даже в доме (домовой). Верховным божеством считался Ен, сотворивший мужчину, землю, солнце, звезды, лес, реки и т.д., ему противопоставлялся Омэль, создавший луну, женщину и злых духов.
Вера в духов породила веру в колдунов, которые могли отгонять злых духов, насылать порчу, приманивать удачу, отыскивать богатые промысловые угодья, задабривать хозяев леса, воды, огня. Коми верили в порчу, у некоторых этнических групп эта вера была очень сильна. К примеру, беременность скрывали как можно дольше, беременной женщине запрещалось говорить о своих успехах или хорошем самочувствии, запрещалось встречаться с людьми, которых подозревали в способности насылать порчу. Болезни, по поверью коми, были вызваны порчей или злыми духами. Если кто-либо заболевал,  шли к знахарке, которая готовила специальные отвары и совершала ряд магических действий. Весьма распространенным был обряд, называемый «черешлан». Если что-то заболевал, то шли к знахарке, которая собирала в тряпицу соль, хмель, кусочек хлеба и воск, все это связывалось в «узелок – черешлан». «Черешлан» необходимо было провести вокруг заболевшего и поместить на сутки на божницу. Через сутки несли «черешлан» знахарке, она кидала его на угли, если «черешлан» зашипел, значит болезнь началась из-за порчи, которую навел умерший родственник или святой. Для того, чтобы определить имя того, кто навел порчу проводили вешание топора. Вешали топор по-разному: на палатный брус, на черенок лопаты, но чаще всего топор вешали знахарке на шею и закрепляли на  поясе, затем знахарка немного наклонялась вперед и начинала перечислять имена, если на каком-то имени топор «оживал» (слегка качался, отклонялся и т.д.), то именно этому святому необходимо было совершить молебен или этому покойнику устроить поминальный обед.http://regionyamal.ru/img/komi7.jpg
У древних коми были развиты культ животных, культ предков и культ промыслов (охоты, рыболовства), они совершали жертвоприношения духам и праздновали старообрядческие праздники, которые к 16 веку были практически полностью вытеснены христианскими представлениями и праздниками. До наших дней дошло мало сведений о древних культах и традициях, большинство знаний о представлениях древних были почерпнуты из фольклора – мифов, легенд, песен и сказок.
Народное творчество

Устный фольклор коми весьма многообразен: сказки, песни, частушки, загадки, былины, эпические сказания и легенды. В сказках нашли своё отображения все древние, исконные верования коми. Тут и маленький бородатый старичок-домовой, живущий в погребе; в сказаниях обитают разные лешие, русалки, водяные, а также колдуны, шаманы, знахари; тут медведь, берущий в жены девушку из села и кошка, умеющая говорить. В музыкальной культуре сохранились разные обрядовые песни-заклинания, одни помогают «прогнать» сорняки с хлебного поля, другие избавиться от вредителей. Песнями сопровождалось всё от свадеб до похорон, трудовые будни и праздничное веселье. Сейчас, в деревнях, любят петь на Рождество, а так же на Пасху, когда организуются гулянья с хороводами и качанием на деревянных качелях.