Национальные традиции Ямала

Обзор выставки

Каждый народ своеобразен и имеет такие особенности, которые позволяют выделить его из числа всех других народов. Перечень таких особенностей, как это общепринято, всегда содержит, например, такие особенности, как национальный язык и национальную культуру, а также обычаи и традиции, сложившиеся на протяжении вековой истории народа. Коренные малочисленные народы Крайнего Севера также облают своими особенностями. К таким особенностям в первую очередь следует отнести особенности духовного мира этих народов и культурное своеобразие, их тесную взаимосвязь с природой и способность использовать традиционные формы самоорганизации и управления. Все это следует учитывать при рассмотрении всей совокупности проблем, обусловливающих современный правовой статус и положение коренных малочисленных народов Крайнего Севера, а также перспективы их развития.

Одной из наиболее примечательных особенностей коренных малочисленных народов Крайнего Севера является то, что, независимо от того, относятся ли они или не относятся к числу малочисленных, осознание принадлежности к самостоятельной этнической общности проявляется не только в отношении к культурным ценностям этого северного народа, но и в отношении к культурным ценностям всех других северных народов. При этом каждый коренной северный народ имеет свои, только этому народу присущие особенности. Лица, относящие себя к коренным малочисленным народам Крайнего Севера, наряду с определением своей принадлежности к одному из конкретных северных народов, как правило, одновременно ощущают свою принадлежность ко всему сообществу коренных малочисленных народов. Это вполне объяснимо. Коренные малочисленные народы Крайнего Севера связаны друг с другом общей судьбой проживания (а точнее сказать - даже выживания) в очень суровых климатических условиях, одинаковой зависимостью от природных условий, общей зависимостью от природных богатств, часто очень скудных, традиционностью способов ведения хозяйства и жизнеобеспечения на традиционных землях продуктами оленеводства, охоты и рыболовства и соответственно общностью обычаев ведения хозяйства, отношением к окружающему миру и природе. Эта общность привела к тому, что для северных народов стало традицией в случае необходимости опираться на помощь соседей и самим оказывать им помощь. При этом помощь оказывается каждому, независимо от того, к какому народу он относится. Такая традиция стала основой миролюбия северян, их отношения к тем, кто приезжает и поселяется на землях, которые традиционно использовались коренными народами для собственного жизнеобеспечения. Эта исторически сложившаяся традиция коренных народов значительно облегчила процесс заселения Севера России лицами других национальностей, переселившихся в полярный регион главным образом для работы на промышленных предприятиях.

Духовность коренных малочисленных народов характеризуется их нравственными основами, которые определяют не только господствующее в народе благожелательное отношение его членов друг к другу, а также к другим народам, к окружающим народам, но и, что имеет принципиальное значение, к природе. Во многих серьезных философских и других научных трудах, а в последние десятилетия и в российских средствах массовой информации обращается внимание на значение духовной и материальной культуры народов для их существования и развития. Представляется, что этнос имеет возможность сохранения только при условии его стабильности. Это относится и к коренным малочисленным народам. Исследователями также справедливо отмечается и то, что на духовность и культуру народов значительное воздействие оказали и продолжают оказывать принципы религиозных воззрений, которые в течение длительного времени разделяло и исповедовало большинство лиц, к конкретному народу принадлежащих. Так, характеризуя русский народ, нередко отмечается, что в течение веков им исповедовалось православие. При характеристике испанцев обычно не забывают упомянуть об их католических корнях и т.д. Признано, что религиозные догматы действительно оказали и продолжают оказывать немалое воздействие на духовную сферу любого народа. Особенно тщательно при этом исследуется воздействие на народы основных мировых религий, таких, например, как христианство, мусульманство и буддизм.

Коренные малочисленные народы Крайнего Севера России в течение веков традиционно исповедовали иные, можно сказать, свои собственные религии, не относящиеся к так называемым мировым. Многие коренные народы Севера, несмотря на, как это нередко случалось в прошлом, оказывавшееся на них давление, даже насилие, продолжают сохранять нравственные корни собственных «малых» религий.

Говоря о религии коренных северных народов, следует учитывать некоторые нуждающиеся в дополнительных комментариях обстоятельства. Сказанное, однако, не исключает того, что верования некоторых из этих народов имеют свои особенности. Это существенно, поскольку восприятие каждым индивидом его верований часто бывает обусловлено особенностями его существования. Например, память о собственном детском восприятии религиозных верований ямальских ненцев, а также последующие многолетние наблюдения и изучение религиозных воззрений ряда коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока нашей страны показывают, что общее в религиозных верованиях этих народов возникло в результате представления коренных жителей о том, что стихии можно противостоять только при условии постоянной заботы о сохранности окружающей природы, включающей животный и растительный мир. Иначе говоря, религиозные убеждения коренных народов явились своеобразным откликом на зависимость жизнеобеспечения населения от состояния окружающей природной среды. Они обусловлены условиями жизни этих народов. Это объясняет особенности отношения коренных народов к природе и земле как к духовной ценности, а не только как источнику создания условий для жизни. Связке «человек - олень - человек» не одна тысяча лет, и попытки разорвать ее рассматриваются и действительно являются покушением на право жизнеобеспечения.

Религиозные взгляды коренных народов, так же, как и любая религия, признанная мировой, оказывают влияние на исповедующие их народы, определяя их отношение к окружающему миру, способствуя сохранению их обычаев и традиций. Отношение коренных малочисленных народов к человеку как части животного мира также неразрывно связано с их религиозными взглядами. Животный мир многими принадлежащими к коренным малочисленным народам нередко рассматривается даже как кровный родственник человека. Основанные на таких убеждениях религиозные обычаи обязывали жителей Севера бережно относиться к плодородию земли, к растительности и животному миру, сохранение которых обеспечивало выживание человека и целых народов в экстремально суровых природных условиях. Эти обычаи, ставшие общими для всех северян, независимо от их этнической принадлежности и верований, стали обязывать северян заботиться друг о друге. Жизнь учила их, что выжить можно только вместе, что если не помогать другим, то и сам можешь оказаться без помощи. Общим для религиозных верований всех коренных народов, проживающих в экстремальных природных условиях Крайнего Севера, является убеждение в необходимости оказывать поддержку всем испытывающим трудности и нуждающимся в помощи вне зависимости от того, кто они и к какому роду, племени или народу принадлежат. На этом принципе основаны многие из общепризнанных коренными народами обычаев, обязывающих оказывать помощь тем, кто бедствует. У оленеводов, живущих в тундре, сложился обычай, обязывающий их передавать часть своих оленей (ведь олени нередко были единственным источником пропитания коренных жителей тундры) тем, кто их потерял в результате несчастного случая или стихийного бедствия. У охотников-промысловиков существует обычай, покидая места ночевки, оставлять около очага землянки вязанку дров, санки, кусок замороженного мяса. Нельзя не сказать и об обычае не бросать сирот. У коренных малочисленных народов Крайнего Севера сложился и действует обычай принимать сирот в любую соседскую семью и воспитывать их наравне с собственными детьми.

Поскольку каждый из коренных малочисленных народов Крайнего Севера практически развивался самостоятельно, он наряду с общими чертами, свойственными всем северным народам, имеет свои особенности. Это объясняется тем, что большинство северных народов в течение длительного времени развивалось, часто почти не соприкасаясь с друг с другом. Поэтому практически каждый северный народ имеет свой родной язык, свои обычаи, традиции, а нередко и верования. Чаще всего эти особенности являются отражением состояния окружающей природы, условий жизни, способов жизнеобеспечения. Одни народы занимаются в основном оленеводством, и их основные промыслы связаны с использованием оленей. Оленина является главным продуктом питания, из оленьих шкур изготовляется одежда, покрываются чумы. Другие народы Севера, проживавшие на морских побережьях, занимались обычно добычей продуктов моря. Они питались в основном рыбой, охотились на морского зверя, кожей китов обтягивались лодки, китовый жир использовался для освещения и как лекарство и т.д. Естественно, что многие обычаи коренных малочисленных народов Севера обусловлены жизненной необходимостью защищать окружающую среду, являющуюся для них почти единственной кормилицей.

Очевидно, что эти и подобные обычаи, возникшие в результате накопленного народом опыта защиты жизни и природных богатств, стали одновременно религиозными и моральными нормами. Для коренных малочисленных народов соблюдение таких норм является не только требованием морали, но и важной составляющей их вероисповедания, суть которого в вере в природу и человека в природе. Религиозные и моральные нормы коренных народов оказывают значительное воздействие на их собственную жизнь. Они определяют и принципы взаимоотношений между участниками процесса жизнеобеспечения, а также благожелательное отношение коренных северян к приезжему населению - оно всегда благожелательно, приезжий всегда может рассчитывать на помощь со стороны постоянного жителя Севера - представителя того или иного коренного малочисленного народа… С. 3 - 7.

Кр63.5(2) Х 23 Харючи, С. Н. Социальные нормы коренных малочисленных народов Севера России. Обряды, обычаи, ритуалы, традиции, мифы, нормы морали, нормы права: монография /С. Н. Харючи, К. Г. Филант, И. Ю. Антонов. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 279 с.

Обзор выставки