Национальные традиции Ямала

 

Наш округ – это северная земля, которая хранит в себе несметные богатства. К коренным народам  нашего округа относятся: ненцы, ханты, манси, селькупы.
Самым многочисленным народом нашего края являются ненцы. История ненецкого народа самобытна и уникальна. Ненцы ведут кочевой образ жизни, который напрямую связан с их традиционным занятием – оленеводством. Жизнь в тундре тяжелая, она принуждает к хорошей организации семьи и рода, к строгому распределению обязанностей и к их выполнению.
В первую очередь обязанности распределялись между членами семьи по половому признаку  и возрасту: мужчины и женщины, старики, взрослые и дети, каждый выполнял свою работу и с детства ей обучался.                                                          
В тундре нет магазинов, где любой ребенок мог бы выбрать себе игрушку. Как же ненецкие дети обходились без игрушек в бесконечном движении за оленьими стадами? Постепенно изучая эту тему я остановилась на самом интересном – традиционной ненецкой кукле нгухуко или нгуху.
А как воспитываются дети в тундре? Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время происходит изменение культуры народов Севера, исчезают многие национальные традиции. И мне кажется, что очень важно сохранить традиционный процесс воспитания детей с помощью игр. Говорят, «то, что ребенок усваивает в детстве, сохраняется на всю жизнь».

А вы знаете, откуда и как появились знакомые всем нам с детства игрушки? С самых первых дней нашего рождения нас окружали множество игрушек, заботливо купленных для нас родителями. Нас развлекали сначала погремушки, по мере взросления им на смену пришли другие игрушки: куклы, машинки, кубики, мягкие игрушки.
И никто не задумывается, что первоначально игрушки в древности имели совершенно другое, чем игра, предназначение.
Игрушки в виде погремушки и трещотки в начальную пору своего возникновения являлись своего рода амулетом, предохраняющим детей от злых духов. А злые духи, как считалось, не любили громких, звенящих и трещащих звуков. У многих народов даже нашивали на одежду детей специальные бубенчики.
Кукла, пожалуй, самая древняя после погремушки, игрушка. Первоначально у куклы отсутствовали ноги – они ей просто были совершенно не нужны. Глаз тоже не было – но уже совершенно по другой причине: они были небезопасны.

Со дня своего рождения куклы служили людям божками. Их лепили из глины, изготавливали из камня или дерева, а потом молили о помощи. В зависимости от того, помогал божок или нет, то его благодарили или наказывали.    Если божок оказывался трудолюбив и делал то, о чем его просили, то ему выражали признательность – для этого у божка намазывали рот пищей, то есть кормили. Если же божок был лентяй – его выбрасывали (кому нужен такой нерадивый бог!)
Выброшенных божков в качестве игрушек подбирали дети. Но так как в отвергнутых богах могла еще оставаться магическая сила и они могли отомстить за то, что их выкинули и обидеть ребенка, то им стирали лица: что они могли сделать без лица? И божки превращались в игрушки.

Постепенно игрушки в виде кукол сами стали оберегами для детей. Их даже вешали над люльками детей, чтобы игрушки защищали дитё от злых духов. У кукол также отсутствовало лицо для того, чтобы духи не могли в них вселиться.Кроме того в наряде игрушки обязательно присутствовал красный цвет. Красный цвет по поверью охранял от сглаза и травм. Узор на наряде тоже не был случайным - он тоже служил для оберега.
Тряпичная кукла была характерной принадлежностью детского быта у самых разных народов. Уникальные экземпляры мягких кукол IV, VI, VII вв. н. э. найдены в египетских гробницах романского периода, которые хранятся в Британском музее Лондона. Кукла ясно отражает черты национального художественно-образного мышления.
Кукла – первая игрушка, которая оживает для ребенка, становится для него одушевленным персонажем: другом, советчиком, помощником, учителем, а иногда и врагом. Каждая кукла имеет свой голос, характер, привычки. Изучая куклу и процесс игры можно наблюдать за многими элементами культуры, скрытыми в обыденной жизни

История возникновения куклы нгухуко

В тундре нет магазинов, где любой ребенок мог бы выбрать себе игрушку. Как же ненецкие дети обходились без игрушек в бесконечном движении за оленьими стадами? Постепенно изучая эту тему я остановилась на самом интересном – традиционной ненецкой кукле нгухуко или нгуху.
История создания кукол нгухуко напрямую связана с духовными представлениями северных народов.       У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка.  Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша. Своей матерью-прародительницей ненецкие народы считали птицу. Поэтому брали для изготовления кукол клюв водоплавающей птицы. Птица чувствует себя хорошо во всех трёх стихиях: летает в воздухе, ходит по земле, плавает по воде. В древности ненцы считали, что птицы связаны с великими духами: они думали, что осенью птицы улетают к ним, а весной возвращаются. Считалось, что так они ограждают своих детей от зла и различных напастей.

Традиционный уклад жизнедеятельности ненцев напрямую связан с оленями, а именно с их постоянным движением по тундре. В таких условиях дети растут постоянно в дороге, и их образ жизни «уходящая вперед дорога».
Обязанности женщины в тундре – это создание теплого места – дома, куда бы мог прийти уставший муж на отдых, и где бы росли дети. Подражая образу матери, девочки играют в дом и семью, и именно их основными игрушками становятся куклы нгухуко.

Нухуко или нгуху – название традиционной ненецкой куклы-игрушки. В переводе с ненецкого языка значит «игрушка». Ее внешний вид приковывает внимание, и это не случайно, ведь она выполнена из костяной пластины клюва и ткани. Условно ее строение делится на две части: голову и туловище.

Головой куклы служит верхняя пластина клюва водоплавающей птицы (гуся, утки ). Клюв водоплавающей птицы может быть с куском меха снятым с лобной части птицы, а может и без него. Клюв является «неизменной» основой куклы. От его размера зависит будущее куклы. Маленькие клювы используют для создания кукол-детей (4-5 см), большие (чаще всего гусиные) для создания кукол-мужчин (13-14 см), а средние (утиные, 8-12 см) для кукол-женщин. И маленькие тундровички в зависимости от того, какой птице принадлежит клюв, определяют пол самодельной куклы: если это клюв гуся – это кукла - мужчина, если клюв утки – это кукла- женщина. Так же при создании куклы обращают внимание на окрас клюва. Яркие клювы – это основы для создания праздничной, нарядной куклы.

Туловище куклы представляет собой продолговатый кусочек сукна или драпа, высотой 10-15 см, имеет вид правильной вытянутой трапеции, расширяющейся к низу. Основа туловища делается из двух частей: передней и задней полочек, которые одновременно являются одеждой нгухуко.

Передняя полочка   это лицевая сторона одежды куклы и чаще всего она украшается продольными полосами. Полосы вырезаются из сукна (шириной 3-4 см), разного цвета (чаще всего красного, желтого, синего, зеленого). Обычно используют нечетное количество полос: 3, 5, 7 и т.д. Пришиваются полосы с двух сторон к передней полочке, нитками по цвету полосы. Дополнительно костюм куклы может быть декорирован бисером, нашитым на боковые полосы. Иногда простые полосы заменяются полосами, состоящие из орнамента в виде треугольников или зайчих ушек.

Задняя полочка   спина куклы со всех сторон примерно на 3 мм больше передней и может быть вырезана из материала другого цвета. Между собой, полочки сшивают по низу, бокам и плечам, оставляя отверстие сверху.
В полученное на туловище отверстие вставляют голову (клюв) и закрепляют ее, ушивая ворот, также иногда делают несколько дополнительных стежков по костяной пластине и основе.
Очень многое символизирует цвет лицевой стороны одежды куклы. Кукла молодой женщины имеет яркий костюм. Кукла пожилой женщины костюм из приглушенных тонов. Синие, темно-зеленые, черные цвета преобладают в костюмах мужчин. Очень редко костюм (основу) шьют из белого или светлого материала. Это объясняется тем, что белые цвета символизируют у данного народа цвета высших божеств и духов, которым делаются приклады из светлых материалов.

У кукол – женщин и носик изящнее и головку украшают нарядные косы, сделанные опять же из сукна и украшенные бисером.

Ложных кос может быть от 2 до 4. По наличию ложных кос и украшений из бисера, можно определить, что кукла нгухуко является девушкой, женщиной, напротив, у кукол нгухуко мужчин подобные украшения отсутствуют. Наряды куклы нгухуко очень просты, но в тоже время каждая кукла именно по своей одежде и набору украшений индивидуальна и несет на себе отпечаток своей мастерицы.

Девочек с 5-6 лет матери готовят к роли хозяйки. Шестилетним девочкам матери дарят меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками, для рукоделия. В этих сумочках хранятся все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, наперсток, иглы.

Старшие женщины показывают, как правильно разминать шкурки, выкраивать и подбирать кусочки кожи для аппликации, нанизывать бисер. Первыми самостоятельными изделиями девочек становятся одежда для кукол, матерчатые игольницы и несложные украшения из бисера. В дальнейшем юные мастерицы шьют для своих любимцев миниатюрные меховые ягушки и шапки-капоры, для мужчин – гусей и малицы, причем соблюдая все тонкости настоящей одежды. Своеобразные уроки на будущее.

Первых кукол дочерям делают матери или старшие сестры, затем под их руководством девочки самостоятельно мастерят игрушки. Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по ее детским игрушкам.

У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей.


Кукольное хозяйство

В тундре куклы-нгухуко есть в каждом чуме, где есть девочки. Таких кукол у ненецкой девочки собирается целое семейство: папа, мама, бабушка, дедушка и дети. Это традиционный, стандартный набор для игры. Также имеется кукольный гардероб и целое кукольное хозяйство.
Все кукольное хозяйство создается своими руками девочек. Ведь на Ямале женщины-хозяйки пользуются большим уважением. Особенно высоко ценится женское умение шить, так как хорошая одежда, в условиях Севера, очень нужна человеку. Например, в сказках говорится: «Богатырь гордится, если у него есть рукодельница-дочь, держащая иглу в концах пальцев». Про вещь, искусно сшитую, говорят: «то ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, от иглы следа нет».
Самостоятельно делая предметы для кукольного хозяйства, девочки учатся у матерей традициям украшения замши и меховой одежды. Они отделывают платья разноцветными тряпочками и лентами, украшают одежду и обувь узорами из цветного бисера. У куклы и ее семьи есть маленький чум, нарты и олени, причем олени могут быть из разного материала: дерева, камней, костей, оленьих копыт. Конечно же, у кукол есть и посуда: чашки из сухих рыбьих позвонков, которые обычно хранятся в спичечной коробке, играющей роль низкого ненецкого стола. Посуду для кукол изготавливают также из бересты.
Чум кукол состоит из 20 и более тонких длинных палочек (30-50 см), каркас чума покрывается как и в повседневной жизни зимой нюками, а летом брезентом. Во внутрь кукольного чума вешается тряпичный полог отделяющий спальные места кукол-хозяев и защищая их от комаров в летнее время. Словом, у нгухуко есть целое хозяйство, как у настоящих ненцев: кукольная лодка «калданка», маленькая сеть для рыбы, нарты, хореи, тынзяны, упряжь. Играя в куклы, дети изображают эпизоды реальной жизни. Взрослые, наблюдая за ними, ненавязчиво корректируют их действия, прививая правила поведения, принятые в той или иной ситуации.
Первый мир, который строит в своей жизни человек и в котором он сам распределяет роли – это мир куклы – нгухуко. Детские игры, несмотря на их простоту, выполняют важные ритуальные функции по сохранению традиций и подготовке ребенка к его будущей семейной жизни и трудовой деятельности.  
Так, кукольное хозяйство позволяет обучить девочек женскому труду и подготовить будущих матерей и хозяек. Матери обучают детей основам национального искусства. Они дают девочкам для игры лоскутки с образцами орнаментов и показывают, как их сделать. При этом мать объясняет дочери значение орнаментов, учит видеть в них черты птиц и зверей, попутно вспоминает и подходящую пословицу или сказку. Угадывание образов животных в орнаменте, в украшении собственных игрушек превращает работу в игру, воспитывающую у девочек художественный вкус.
Кроме того, через обращения и игру с куклой закладываются основы духовной культуры. Существует поверье, что как сложится жизнь куколки у девочки, так впоследствии может сложиться ее собственная жизнь. Поэтому девочки своих кукол берегут. Иногда игрушка становится личным талисманом или оберегом и сопровождает свою хозяйку до старости.
Детей с детских лет в тундре учат быть бережливыми и аккуратными. После игры игрушки обязательно  убираются: «Была девочка, которая однажды не послушалась, не убрала свои куклы из утиных носиков. Утром проснулась – кругом ни одной живой души! Куклы за ночь выросли и стали великанами, чудовищами. Они съели всех родственников девочки…».
Не должны остаться на ночь не прибранными хореи, топоры, ножи и другие вещи. Может неожиданно разыграться пурга, и все предметы останутся под снегом, будут утеряны. В тундре каждая вещь очень ценится, потому что она создана своими руками либо является подарком. Для ненцев утрата вещей по халатности невозможна! В этом одна из причин, почему они сохранили свою самобытную культуру.