Национальные традиции Ямала

Кр63.5(2) Х23 Харючи, Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса (вторая половина ХХ века) : научное издание / Г.П. Харючи; Ред. Н.В. Лукина, Рец. В.М. Кулемзин ; Науч. центр гуманитар. исследований коренных и малочисленных народов Севера ЯНАО. - Томск : Издательство Томского университета, 2001. - 228 с..

В монографии рассматривается соотношение традиционного уклада жизни ненецкого этноса с новейшими явлениями в его культуре в течение последних десятилетий XX в. Автор книги (по отцу принадлежащая к ненецкому роду Яндо) опирается во многом на собственные знания и полевые материалы. Книга даёт ясное представление о процессах, происходящих в жизни древних северных этносов на рубеже тысячелетий. Для широкого круга читателей.

Местоположение в библиотеках: ЦГБ (2), ИДБЦ (1), ЦДБ (3), Ф5 (1)

Кр63.5(2) С 90 Сусой, Е. Г. Из глубины веков / Е. Г. Сусой. - Тюмень : ИПОС СО РАН, 1994. - 172 с. - 3000 р.

Книга знакомит читателя с традициями и обычаями ямальских ненцев. Увлеченно, со знанием предмета описаны хозяйство и занятия, самобытная культура, народные промыслы ненцев. Автор излагает оригинальный взгляд на происхождение письменности. Истинная любовь к своему народу, гордость за него сочетаются с тревогой и болью за будущее ненцев. В книгу вошли стихи, рассказы и сказки для детей, которые были написаны и переведены Е.Г. Сусой в разные годы. В качестве иллюстраций использованы рисунки учащихся школ округа и картина художника Г. Пуйко. Книга рассчитана на преподавателей, школьников и широкий круг читателей.

Местонахождение в библиотеках: ЦГБ (1), ИДБЦ (1), Ф1 (1), Ф7 (1)

Кр63.5(2) Х 76 Хомич, Л. В. Сборник ранних научных статей / Л. В. Хомич. - Салехард : Красный Север, 2008. - 224 с. : ил.

ОБ АВТОРЕ Хомич Людмила Васильевна родилась в 1921 г. в семье служащих в г. Ленинграде. Отец был военнослужащим, а мать преподавала в школе. В 1939 г. Людмила Васильевна окончила среднюю школу и поступила в Ленинградский государственный университет. Выбрала этнографическое отделение филологического факультета. Ее первыми преподавателями в университете были видные ученые-североведы Г.Н. Прокофьев и Г.Д. Вербов, которые заронили любовь к северу. Молодая девушка была просто зачарована рассказами о жителях северного края, о красоте мест, о чистоте души северных народов. Она с упоением изучает ненецкий язык и этнографию. Но война прервала учебу, и Людмила Васильевна пошла работать воспитателем в детский дом. За военные годы она не потеряла интерес к северным народам, и после окончания войны возобновляет учебу в университете.

За время учебы было прочитано много специальной литературы, изучены коллекции музеев, проработаны материалы в архивах. После успешного окончания университета в 1947 году Людмилу Васильевну пригласили в аспирантуру. В 1949 году вместе с Зинаидой Николаевной Куприной Л.В. Хомич отправляется в Малоземельную тундру Ненецкого национального округа. Работа была сложной и очень интересной. Результатом этой экспедиции стала выпущенная в следующем году книга «Эпические песни ненцев», в которую вошла и часть материалов, собранных Людмилой Васильевной. Помимо записей ненецкого фольклора ею были собраны данные по культуре и быту этого народа, зарисовки, фотографии.

В период учебы в аспирантуре Людмила Васильевна преподает в государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена. В 1951 году Л.В. Хомич защитила кандидатскую диссертацию на тему «Ненецкая женщина до и после Великой Октябрьской социалистической революции», посвященную роли женщины в хозяйственной, общественной и семейной сферах. Став доцентом кафедры языков народов Севера, стала вести занятия по этнографии и ненецкому языку. В 1953 г. ее назначают деканом факультета народов Севера.

Воспитала целую плеяду учеников и последователей, которые продолжили начатое ею дело. Все они занимаются историей, языком, фольклором собственного народа. И в этом высшая ее награда...

За годы работы в пединституте ею был составлен небольшой ненецко - русский словарь для национальной школы. Совместно с А.М. Щербаковой и З.Н. Куприяновой написано учебное пособие по ненецкому языку для педучилищ.

В 1953 году Л.В. Хомич вместе с Натальей Митрофановной Терещенко едет на Ямал. Целью этой экспедиции было изучение ямальского и тазовского ненецких говоров. По результатам этой поездки Л.В. Хомич опубликовала статью «Имя прилагательное в ненецком языке». Помимо лингвистических занятий, она активно собирала материалы по хозяйству, культуре и быту ненцев Ямала. Основная работа велась в поселках Яр-Сале и Нанги.

Следующая экспедиция на полуостров Канин и в Тиманскую тундру Ненецкого округа Архангельской области состоялась в 1958 году. Во время этой поездки удалось узнать много нового о старинной одежде, особенностях материальной и духовной культуры этой этнической группы, записать предания о древнем народе сихиртя. Итогом этой поездки вышли в свет статьи «Одежда канинских ненцев» и «Ненецкие предания о сихиртя».

В 1962 году Людмила Васильевна выезжает в экспедицию в Ямало-Ненецкий автономный округ. Побывала в поселках Тазовский, Самбург и Тарко-Сале, где она собрала интересные сведения о духовной культуре ненцев. В Пу-ровском районе Людмила Васильевна изучала особенности культуры лесных ненцев. В Ныде Надымского района ознакомилась с особенностями культуры надымских ненцев. По возвращении в Ленинград вышли статьи «Некоторые особенности хозяйства и культуры лесных ненцев» и «О некоторых предметах культа надымских ненцев». В 1964 году путь Людмилы Васильевны лежит в Нарьян-Мар. Там ей предстояло, в частности, познакомиться с проблемой перехода оленеводов на оседлый образ жизни, организацией сменных бригад, использования в качестве жилища передвижного балка.

В 1966 году состоялась новая экспедиция на Ямал. На этот раз в ее составе был этнограф Г.Н. Грачева, археолог Л.П. Хлобыстин. Основные пункты - Яр-Сале, Новый Порт, Аксарка, Ныда. Археологи производили свои исследования в районе озер Ярро-То, затем вблизи поселка Ныда. Г.Н. Грачева уделяла особое внимание особенностям погребального обряда и погребальных сооружений местного населения, а Людмила Васильевна пыталась обнаружить следы древнего арктического народа, предков современных ненцев.

Материал по ненцам был обширным, что позволило на его основе создать весьма содержательные монографические исследования: «Ненцы. Историко-этнографические очерки» и «Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев». Монография «Ненцы. Историко - этнографические очерки» до сих пор остается крупнейшим академическим трудом по этнографии ненцев. Наибольшую ценность представляют подробные описания традиционной материальной культуры ненцев: поселений и жилищ, одежды, пищи, утвари, орудий труда и средств передвижения. Основательно в монографии рассмотрены хозяйственные занятия различных групп ненцев и особенности их обрядовой жизни. Работа ценна прежде всего тем, что большинство культурных явлений, о которых в ней идет речь, автор мог наблюдать воочию или получал о них сведения от информаторов, которые не восстанавливали их по памяти, а сообщали исследователю факты, с которыми сталкивались в повседневном быту. И особенно важно то, что прежде чем многие культурные традиции стали стремительно исчезать из повседневной жизни оседлых ненцев, их удалось зафиксировать и описать высокопрофессиональному ученому - этнографу.

В книге «Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев» на базе полевых, архивных и литературных материалов рассматриваются сложные процессы складывания взаимоотношений ненцев с соседними народами: коми-зырянами, русскими, хантами, саамами и др. Автор подчеркивал, что характер взаимодействия был двухсторонним и контакты с соседями у ненцев были в основном бесконфликтными. В разные исторические эпохи контакты носили различный характер, но постоянно доминировали связи с русскими и коми-зырянами. В данной работе автор проанализировала процессы формирования нескольких этносов, осветила историю их взаимодействия с русскими и коми-зырянами.

Будучи на пенсии Л.В. Хомич продолжает свою работу по исследованию этнографии и языка ненцев. В своих работах Людмила Васильевна уделяет внимание практически всем сторонам культуры и быта ненцев. Но особенно ее интересуют проблемы этногенеза и этнической истории этой народности. С. 3 - 5.

Местонахождение в библиотеках: ЦГБ (1), ИДБЦ (1), Ф4 (1)

Кр63.5(2)я2 К 84 Крупник, И. Живой Ямал : культурное наследие Ямала на выставке "Арктика - Антарктида" в Бонне (1997-1998) / И. Крупник, Н. Наринская. - Москва : Советский спорт, 1998. - 64 с.

ЖИВОЙ ЯМАЛ: ВСТУПЛЕНИЕ Игорь Крупник, Смитсоновский институт

«Ямал» - по-ненецки означает "край земли". Полуостров Ямал - массив плоской безлесой тундры, лежащий к северо-востоку от Уральских гор и выдвинутый в Северный Ледовитый океан на 800 км к северу от Полярного круга. Его коренные обитатели, ямальские ненцы, жили здесь веками как охотники, оленеводы и рыболовы. Для них суровые, промерзшие тундры Ямала были страной изобилия и благополучного существования.

Крепкие и упорные, как сама их земля, коренные жители Ямала сохраняли свои традиции, язык и культуру в течение трех веков своего официального подчинения Российской империи и еще семи десятилетий - в составе бывшего Советского Союза. Мало кто слышал о Ямале и его обитателях до начала 70-х годов, когда неожиданно обнаружилось, что эта территория – как и прилегающие к ней районы Западной Сибири - обладает богатейшими запасами нефти и газа. В погоне за новыми дешевыми ресурсами нефтегазовая индустрия устремилась на Север, а это значит: буровые скважины, новые дороги, поселки газодобытчиков и тысячи приезжих работников. Ямал ожидало неизбежное столкновение старой племенной культуры и современной промышленности. Казалось, что, наступающая индустриальная машина должна была безжалостно сокрушить малые народы и их среду обитания, как это не раз уже происходило в других местах.

К счастью, этого не случилось. Промышленное освоение нефтегазовых богатств полуострова Ямал сейчас отложено до начала, следующего тысячелетия. Земля Ямала и ее обитатели получили временную передышку. Значит, есть время и возможности найти такое решение, чтобы вхождение в индустриальную экономику не обернулось для них трагедией. Теперь уже территория Ямальского района и всего Ямало - Ненецкого округа тысячами нитей неразрывно связана с современной политической и экономической системой Российской Федерации. В рамках этой системы, с учетом мирового опыта развития приполярных территорий и должны быть приложены все силы, чтобы, совместить освоение богатств Ямала с сохранением его суровой природы и уникального культурного наследия коренных жителей. Настоящий каталог, как и вся ямальская экспозиция на международной выставке "Арктика-Антарктика" в Бонне подготовлены в рамках программы "Живой Ямал" - совместного российско-американского проекта — и являются активной частью действий по описанию, сохранению и пропаганде культурного наследия полуострова Ямал. Эта программа осуществлялась в 1994-1997 гг. российскими и американскими этнографами, археологами и музейными работниками, при поддержке компании "Амоко Евразия" и Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. В течение четырех лет на территории Ямальского района (отчасти также Приуральского района и в самом городе Салехарде) работали совместные группы сотрудников Арктического научного центра Смитсоновского института (Вашингтон. США), Института истории и археологии Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург). Этнографического бюро (г. Тобольск). Ямало - Ненецкого окружного музея (г. Салехард). Ямальского районного музея (пос. Яр-Сале) и других учреждений. Совместная этнографо - археологическая выставка "Живой Ямал" возникла как результат такого сотрудничества. Она отражает наше общее стремление открыть людям уникальные культурные богатства ямальской земли и сделать все возможное для их сохранения и развития. С. 8.

Местонахождение в библиотеках: ЦГБ (1), ЦДБ (1)

Кр63.5(2) Х 76 Хомич, Л. В. Ненцы: Очерки традиционной культуры / Л. В. Хомич. - Санкт - Петербург : Русский Двор, 1995. - 336 с. : ил.

Настоящая книга рассказывает о традиционной культуре ненцев — самой крупной из малочисленных народностей Севера. Рост национального самосознания, стремление ненцев сохранить свой уклад в условиях промышленного освоения Севера, многие проблемы современной жизни коренных северных народностей вызвали необходимость появления данной монографии. Предназначена для широкого круга читателей.

ПРЕДИСЛОВИЕ На протяжении веков складывалась традиционная культура ненцев, максимально приспособленная к природным условиям их обитания, — занятие оленеводством, связанные с ним кочевой образ жизни и переносное жилище, средства передвижения, не разрушающие хрупкий покров тундры, одежда, достаточно теплая и удобная, а также общественный строй, анимистические представления и шаманство, соответствующие определенному уровню развития народа.

Длительные связи с другими народами оказали свое влияние на культуру ненцев. Преобразования в области хозяйства и культуры, проведенные на Севере за годы советской власти, также внесли значительные изменения в традиционную культуру ненцев.

Автором данной работы в 1960-е гг. была написана монография "Ненцы. Историко-этнографические очерки", которая вышла в 1966 г., а затем работа, посвященная проблемам этногенеза и этнической истории ненцев (опубликована в 1976). Со времени выхода этих книг прошло много времени, ввиду ограниченного тиража обе они стали практически библиографической редкостью, появились новые материалы, да и сама жизнь на Севере изменилась. Необходимость в монографическом описании традиционной культуры ненцев в настоящее время возросла в связи со сложными процессами, происходящими в нашей стране, с ростом национального самосознания, стремлением ненцев сохранить свою культуру в условиях промышленного освоения Севера. Настоящая работа нужна и приезжему населению, которое часто имеет весьма слабое представление о хозяйственных занятиях, быте и культуре коренного населения, что подчас приводит к нежелательным конфликтам.

Среди современных народов нет чистых в этническом отношении. Это равно относится к русским, англичанам, французам, американцам. Все они сформировались в результате смешения различных племен или народов. Такой же путь прошли и ненцы.

Ненцы — самая крупная из малочисленных народностей Севера, они являются коренным населением трех автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуострова до Енисея, т. е. на весьма обширном пространстве. Новые материалы дали возможность подробнее разработать вопросы, связанные с мировоззрением ненцев, их этногенезом, традиционным воспитанием детей, особенностями ненецкого шаманства. Многие проблемы современной жизни ненцев, возникшие в последние годы, также нуждаются в рассмотрении.

Все это вызвало необходимость создания настоящей книги. С. 3.

Местонахождение в библиотеках: ЦГБ (2), ИДБЦ (1), Ф1 (1), Ф2 (1), Ф4 (1), Ф5 (1), ЦДБ (2)

Кр63.5(2) М 92 Мухачев, Анатолий Дмитриевич. Кочующие через века: оленеводческая культура и этноэкология тундровых ненцев : посвящается 80 - летию Ямало-ненецкого автономного округа / А. Д. Мухачев, Г. П. Харючи, А. А. Южаков ; ред. Е. Т. Пушкарева. - Екатеринбург ; Салехард : Кипяток, 2010. - 136 с., [4] л. фот. - Библиогр.: с. 122-124.

Книга написана учеными, посвятившими свою жизнь исследованиям оленеводства и этнической культуры тундровых ненцев. Основанная на собственных исследованиях авторов, данная работа - попытка творческого синтеза естественно-биологических, технологических, исторических и народных знаний о северном оленеводстве в контексте его особого культурообразующего значения для ненцев и других аборигенных народов Крайнего Севера. Содержит 21 главу и посвящена современному состоянию северного оленеводства, жизнедеятельности кочевников - оленеводов, феноменологической оценке их мировоззрения. Текст книги сопровождается и заключается русско-ненецким словарем основных терминов, применяемых в оленеводстве. Представляет интерес не только как научное и научно-популярное издание, но и в качестве учебного пособия для учителей средних школ, преподавателей и студентов ссузов и вузов Крайнего Севера в предметах культурологического, краеведческого, биологического, зоотехнического циклов. Материалы книги могут быть использованы при проведении этнологической экспертизы промышленных проектов на территориях тра-диционного природопользования.

ОБ АВТОРАХ: Мухачёв Анатолий Дмитриевич - доктор сельскохозяйственных и кандидат биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, действительный член РАЕН. С 1963 года работает на Крайнем Севе-ре: главным зоотехником оленеводческого совхоза «Ныдинский», старшим научным сотрудником Ямальской сельскохозяйственной опытной станции, заведующим отделом оленеводства, главным научным сотрудником НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера СО РАСХН. Автор и соавтор 54 научных монографий, научно-популярных книг и учебников по северному оленеводству и традиционному природопользованию, свыше 400 научных статей. Живет в г. Норильске.

Харючи Галина Павловна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН. Родилась в гыданской тундре ЯНАО в семье оленеводов. Работала учителем, директором национальной школы. Научные интересы связаны с историей, этнографией и современными социальными процессами тундровых ненцев Западной Сибири. Автор и соавтор 50 научных работ, в т.ч. 5 монографий. Живет в г. Салехарде.

Южаков Александр Александрович - доктор сельскохозяйственных наук, председатель научно-технического совета Союза оленеводов России, член Ассоциации этнографов РФ. На Крайнем Севере с 1973 года, работал зоотехником в оленеводческом совхозе, научным сотрудником и директором Ямальской сельскохозяйственной опытной станции СО РАСХН. В настоящее время директор НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера. Научные интересы связаны с проблемами современного северного оленеводства и кочующего населения Западной и Средней Сибири. Автор 110 опубликованных научных работ, в т.ч. 6 монографий и учебников. С. 3.

Местонахождение в библиотеках: ЦГБ (1)

Кр63.5(2) Р22 Рандымова, З. И. Оленеводческая культура приуральских хантов : научное издание / З.И. Рандымова ; ЯНАО, Департамент информации и соц. - полит. исследований, Науч. центр гуманитар. исследований коренных малочисленных народов Севера. - Томск : Издательство Томского университета, 2004. - 136 с. + 8 л.фото. - Библиогр.: с. 105-108.

Книга посвящена малоизученной теме - оленеводству самой северной группы хантов, кочующей по тундрам Полярного Урала. В ней рассматриваются современное состояние древних традиций и изменения, происходящие в культуре оленеводов в последние годы. В основу издания положены материалы автора, собранные 1990-х годах. Для этнографов, краеведов, специалистов по оленеводству.

ПРЕДИСЛОВИЕ Ханты проживают на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Тюменской области и на севере Томской области (Александровский и Каргасокский районы). Общая численность народа составляет около 28 тысяч человек, из них в Ямало - Ненецком округе проживает более 7 тысяч хантов.

Хантыйский язык, как и мансийский, относится к обско-угорской группе финно-угорских языков уральской языковой семьи. Ханты не были однородными ни по языку, ни по культуре. Одни исследователи хантыйский язык разделяют на две крупные диалектные группы - западную и восточную, другие - на северные, южные и восточные. По роду занятий ханты являются рыболовами, охотниками, оленеводами. В разных территориальных группах соотношение этих видов деятельности различалось. Более всего оленеводство распространено у северных групп народа, а среди них лучше всего сохраняется до настоящего времени у приуральских хантов. Эта группа хантыйского народа, проживающая по берегам и притокам одной из крупнейших рек мира-Оби, а именно, в её низовьях, в непосредственной близости от Салехарда (Обдорска). Близость полноводной реки, нерестовых рек и Уральских гор обусловила основные занятия -рыболовство и оленеводство. В административном отношении приуральские ханты относятся к Приуральскому району Ямало-Ненецкого автономного округа, а их оленеводческие маршруты в последние десятилетия доходят до Воркуты.

Рассматриваемая группа оленеводов была тесно связана с шурышкарскими хантами, в том числе и брачными отношениями. Приуральские ханты имели также давние контакты с коми-ижемцами, старожильческим русским населением 0бдорска, сегодня поддерживают постоянные связи с разноэтничным населением поселков Харп, Полярный Урал.

Приводимые в работе сведения об укладе жизни, хозяйственной деятельности и материальной культуре оленеводов-хантов Полярного Урала относятся ко второй половине XX в. В этот период состояние этнической культуры у исследуемой группы, сложившейся в течение веков, в целом было стабильным. Таким образом, в работе рассматривается современное состояние традиционной культуры приуральских хантов.

Основным источником для исследования послужили личные знания автора, усвоенные ею в детстве, в семье оленеводов, а также материалы, собранные автором во время экспедиций 1992-2001 гг. на Полярный Урал. При сборе материала частично использовались программы К. Виклунда (1989) и В.А. Козьмина (1989). Во время поездок в оленеводческие стойбища автор наблюдала, как организовано ведение хозяйства в целом, какова система перекочевок, как устроен быт, изготавливаются и используются предметы материальной культуры. Ею составлен также словарь хантыйской терминологии, связанной с оленеводством. Кроме расспросных данных, полученных от информантов непосредственно по бытующей культуре, использованы их воспоминания об исчезнувших ныне явлениях культуры. Вещественными источниками послужили личные вещи, созданные и использующиеся сегодня оленеводами в повседневной жизни.

Кроме этого, велись беседы и с оленеводами других районов, участниками Съезда оленеводческих народов России в Салехарде (март 2002 г.), во время проведения Дней оленеводов в посёлках, смотров-конкурсов национальной одежды.

Хочется выразить благодарность информантам, оказавшим помощь в сборе этнографического и лингвистического материала. Это семьи в пос. Питляр: Макара Павловича и Дарьи Михайловны Сязи, Виктора Александровича Сязи; в пос. Катравож: Николая Андреевича и Марфы Яковлевны Сязи, Юрия Петровича и Евдокии Семёновны Сязи; в пос. Шурышкары: Михаила Егоровича и Анастасии Елисеевны Максаровых; в дер. Югангорт: Варвары Васильевны Нева; в пос. Пельвож: Антонины Васильевны Сибаревой, Юрия Александровича Сибарева. Большая благодарность семьям оленеводов, кочующим в тундре: Антону Иосифовичу и Галине Никитичне Сязи, Вениамину Иосифовичу и Светлане Геннадьевне Сязи, Александру Петровичу и Валентине Алексеевне Сязи; Прасковье Николаевне Сязи, Ефиму Егоровичу и Ульяне Алексеевне Сязи, Никите Егоровичу и Маргарите Никитичне, Нева Лидии Егоровне Сязи; Егору Ивановичу Серасхову, Евгению Егоровичу Серасхову, Константину Егоровичу Серасхову, Тимофею Егоровичу Серасхову. Это потомственные оленеводы во многих поколениях, теперь они передают свои знания детям. Оленеводческие семьи живут и в Салехарде. У них я могла расспросить и перепроверить нужную информацию. Большая благодарность Нине Егоровне Тайши-ной, Людмиле Азиковне Тайшиной, Марине Александровне Тайшиной.

Слова благодарности выражаю своим коллегам Т.Я. Прокиной, Н.М. Талигиной, П.И. Тыликову, С.И. Вальгамовой, В.И. Тарагупта, оказавшим помощь при обсуждении и подготовке рукописи. Особую признательность хочется выразить доктору исторических наук Надежде Васильевне Лукиной - за научные консультации и неоценимую помощь в подготовке рукописи. С. 3 – 5.

Местонахождение в библиотеках: ЦГБ (2), ИДБЦ (1), ЦДБ (1)

Кр63.5(2) Х76 Хомич, Л. В. Тазовские селькупы : очерки традиционной культуры / Л.В. Хомич, С.И. Ириков, Г.Е. Аюпова; Под ред. Л.В. Хомич ; Науч. центр гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера ЯНАО. - Санкт - Петербург : Просвещение, 2002. - 149 с. : ил, фото.

В книге в популярной форме рассказывается об одном из малочисленных народов Севера — селькупах. Читатель узнает много интересного о его происхождении, материальной и духовной культуре. Книга адресована широкому кругу читателей.

Е. Д. Прокофьева — исследователь традиционной культуры селькупов (К столетию со дня рождения) Екатерина Дмитриевна Прокофьева — автор многих научных трудов, посвященных одному из малочисленных народов Севера — селькупам. Она принимала активное участие в создании письменности для этой народности, была автором учебников и книг для чтения. Жизнь Е. Д. Прокофьевой характерна для первого поколения советских этнографов и представляется весьма поучительной для молодых ученых.

Е.Д.Прокофьева (Боровкова) родилась в 1902 г. в семье служащего. С 1919 г., после окончания трехклассного училища и гимназии, она работала библиографом в Ленинградском гидрологическом институте, принимала участие в работе Олонецкой научной экспедиции. В 1921 г. Е. Д. Прокофьева поступила на этнографический факультет Географического института (впоследствии преобразован в географический факультет ЛГУ), после окончания которого в 1925 г. вместе с мужем — известным впоследствии этнографом и лингвистом Георгием Николаевичем Прокофьевым — была командирована в район г. Туруханска для исследования языка и этнографии енисейцев — кето (кетов). Во время работы внимание исследователей привлекла большая группа южных самодийцев, проживающих в этом районе в близком соседстве с кетами и схожих с последними по хозяйственному укладу, многим элементам материальной и духовной культуры. Эта группа именовала себя селькупами. По окончании намеченного срока пребывания у кетов Прокофьевы остались в данном районе, чтобы изучить еще менее известную, чем кеты, группу туруханских селькупов. Местом стационарной работы было избрано селение Янов Стан (бывший центр Тазовского туземного района), где Прокофьевы три года (до июля 1928 г.) работали в местной школе.

Условия работы и жизни в Яновом Стане были чрезвычайно трудными: школа, где жили Прокофьевы с маленьким ребенком и шесть учащихся, состояла из двух комнат; температура по утрам достигала 12° мороза; возраст учащихся был от 10 до 30 лет; в первое время имел место языковой барьер и т. д. Высоко оценивая результаты работы Прокофьевых среди селькупов, В. Г. Богораз отметил особую важность стационарных исследований.

По возвращении в Ленинград Прокофьевы приняли активное участие в работе по созданию письменности на языках народов Севера. Был разработан практический алфавит селькупского языка, сначала на основе латинской, а позднее — русской транскрипции. Е. Д. Прокофьева написала селькупский букварь, книги для чтения и перевела на селькупский язык учебник арифметики. С 1932 г. Е. Д. Прокофьева преподавала селькупский язык студентам-селькупам в Институте народов Севера. Ее ученики впоследствии стали советскими и партийными работниками, учителями в селькупских школах.

Стационарная работа в Яновом Стане не была Е.Д. Прокофьевой в новинку. В 1930—1931гг. она работала помощником краеведа и заведующей пунктом ликвидации неграмотности при культбазе Хоседа - Хард (Большеземельская тундра), куда по заданию Комитета Севера был направлен Г. Н. Прокофьев. Длительное пребывание среди ненецкого населения дало Е. Д. Прокофьевой возможность собрать материал по этнографии ненцев, который она впоследствии использовала при написании статьи «Ненцы» для книги «Народы Сибири».

Для более полного изучения этнографии и языка селькупов необходимо было посетить также и другие группы селькупов, проживающих по течению реки Оби и по некоторым ее притокам, что и было предпринято Прокофьевой в 1933—1934 гг. во время поездок в Нарым. Она обследовала селькупов, проживающих на средней Оби, по рекам Тым и Кеть. На основании собранных материалов, а также сведений, записанных от селькупов — студентов Института народов Севера (многие из них были учениками Прокофьевых в Яново-станской школе), были написаны работы по языку, этнографии и фольклору селькупов. Работа по созданию письменности и учебных пособий задержала систематизацию этнографических и других материалов, которая началась лишь в предвоенные годы, а из-за гибели Г. Н. Прокофьева в осажденном Ленинграде (в январе 1942 г.) была продолжена Е. Д. Прокофьевой лишь в 1960-е гг.

Во время блокады Ленинграда Е. Д. Прокофьева, мать шестерых детей, потеряла не только мужа, но и двоих сыновей. В эвакуации в г. Казани она работала на авиационном заводе, затем—техническим секретарем в местном Комитете АН СССР. По возвращении в Ленинград, с декабря 1944 г. и до ухода на пенсию в 1964 г., Е. Д. Прокофьева работала в секторе народов Сибири Института этнографии АН СССР, преподавала селькупский язык студентам и аспирантам Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена и Ленинградского государ-ственного университета (среди них — Л. В. Хомич, С. И. Ириков)… С. 3 – 6.

Местонахождение в библиотеках: ЦГБ (1), ИДБЦ (1), ЦДБ (1), Ф7 (1)

Кр63.5(2) Х 76 Хомич, Л. В. Ненцы. Традиционная культура. Хозяйство : альбом / Л. В. Хомич. - Санкт - Петербург : Дрофа, 2006. - 75 с. : ил., орн., фото, карты.

Альбом призван показать яркую, самобытную культуру ненцев, сохранение которой зависит от бережного отношения к природе и традициям коренного населения.

Этнограф, лингвист, педагог

Людмила Васильевна Хомич — известный этнограф, лингвист, кандидат исторических наук, ведущий исследователь самодийских народов — родилась 9 июля 1921 года в Ленинграде. После окончания в 1939 году средней школы поступила на этнографическое отделение филологи - ческого факультета Ленинградского государственного университета.

В то время занятия по этнографии и языку ненцев вели такие видные учёные, как Г. Н. Прокофьев и Г. Д. Вербов. Во время Великой Отечественной войны университет был эвакуирован в Саратов. Однако из - за болезни матери Людмила Васильевна не смогла уехать и стала работать в одном из детских домов.

Погиб на фронте Вербов, скончался в голодный период ленинградской блокады Прокофьев. Дело своих учителей по изучению культуры и быта ненцев продолжила Хомич.

Учась в аспирантуре, она в 1949 году впервые отправилась со специалистом по ненецкому фольклору 3. Н. Куприяновой в Малоземельскую тундру Ненецкого национального округа. В посёлке Нельмин Нос они занимались записью фольклорных текстов и сбором материалов по культуре и быту малоземельских ненцев.

В 1951 году Л. В. Хомич защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Исследование было посвящено положению женщины и её роли в хозяйственной, общественной и семейной сферах до и после 1917 года.

С 1950 по 1956 год Л. В. Хомич преподавала этнографию и ненецкий язык на отделении народов Крайнего Севера ЛГПИ им. А. И. Герцена. В эти годы в пединституте учились многие ненцы, ставшие впоследствии писателями, учёными, работниками просвещения, общественными деятелями. Это Василий Ледков, Алексей Пичков, Александр Канюков, Прокопий Явтысый, Елена Сусой, Мария Бармич, Елена Талеева, Валентина Ханзерова, Лидия Яр (Яндо), Мирон Ямкин, Вера Ямкина (Саблина), Людмила Бобрикова, Любовь Комарова-Ненянг, Пётр Лаптандер и многие другие.

В годы работы в ЛГПИ им. А. И. Герцена Людмила Васильевна приняла участие в составлении ненецко-русского словаря (Л., 1954) и учебного пособия для педучилищ "Ненец-кий язык" (Л., 1957).

В 1953 году Л. В. Хомич в составе экспедиции, возглавляемой известным учёным Н. М.Терещенко, выезжала на Ямальский Север. Основная работа велась в посёлках Ямальского района.

С 1956 года вплоть до выхода на пенсию в 1991 году Людмила Васильевна работала в отделе народов Сибири Института этнографии АН СССР (ныне Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН). Здесь началась серьёзная работа по написанию монографии "Ненцы", которая должна была охватить весь основной круг вопросов, связанных с историей и современной жизнью этноса. Написанию монографии предшествовала большая собирательская работа на местах - в 1958 году экспедиция в Ненецкий национальный округ, на полуостров Канин, в Тиманскую тундру. Во время этой поездки удалось узнать много нового о старинной одежде, записать предания о древнем народе сихиртя.

Людмила Васильевна продолжала собирать материалы и в других районах расселения ненцев. Так, в 1962 году она участвовала в экспедиции в Тазовский район Ямало-Ненец кого национального округа. Тогда же состоялось знакомство с лесными (пя' хасава) и надымскими ненцами.

В 1966 году совместно с археологом Л. П. Хлобыстиным и этнографом Г. Н. Грачёвой Людмила Васильевна совершила поездку на Ямальский Север, основными пунктами посе-щения были Яр-Сале, Новый Порт, Аксарка, Ныда. В этом же году вышла в свет монография "Ненцы" — основной труд Л. В. Хомич.

Рост национального самосознания, стремление ненцев сохранить свой уклад жизни в условиях промышленного освоения земель, многие проблемы современной жизни коренных северных народов вызвали необходимость переиздания этой монографии. И в 1995 году при финансовой поддержке Ямало-Ненецкого автономного округа было осуществлено 2-е издание книги.

Итогом многолетнего изучения процесса этногенеза ненцев и их этнической истории явилась книга Л. В. Хомич "Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев" (1976). В последние годы Людмила Васильевна работала над темой "Колыбель в культуре народов Сибири", уделяла много внимания вопросам духовной культуры ненцев.

В разные годы в издательстве "Просвещение" вышли научно-популярные издания Л. В. Хомич: "Ненцы", "Нганасаны", "Саамы". Совместно с Е. Т. Пушкарёвой Людмила Васильевна принимала участие в подготовке тома "Фольклор ненцев" серии "Фольклор народов Севера и Дальнего Востока" (2001).

Альбом "Ненцы. Традиционная культура. Хозяйство" — это полевые материалы Л.В. Хомич, итог многолетнего труда. В краткой вступительной статье автор даёт сведения о ненцах, их традиционных занятиях, материальной и духовной культуре. Этот уникальный материал был собран в этнографических экспедициях от полуострова Канин до Енисея, в Большеземельской, Малоземельской, Ямальской, Тазовской, Ныдинской тундрах и тундрах Таймыра.

Альбом будет прекрасным подарком округу, недавно отметившему своё 75-летие.

Г. П. Харючи,

зав. отделом этнографии и этнополитики

Ямальского филиала ИИиА УрО РАН,

кандидат исторических наук

Местонахождение в библиотеках: ЦГБ (1), ИДБЦ (1), Ф4 (1), Ф5 (1), Ф7 (1), ЦДБ (1)

Кр63.5(2) Т 88 Турутина, П. Г. Шаман и его бубен : традиции, обряды и легенды лесных ненцев / П. Г. Турутина. - Новосибирск : Гео, 2011. - 172 с., [12] л. цв. ил.

В книге представлены материалы по этнографии, фольклору и религии лесных ненцев, проживающих в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Автором бережно собраны и восстановлены уникальные сведения о традициях, культуре и тесно переплетённых с ними религиозных верованиях и обрядах своего народа. Перелистывая страницы книги, читатель становится участником загадочных шаманских ритуалов, слышит удары бубна и песнопения шамана, сопереживает судьбе героев волшебных сказок, знакомится с традициями и жизненным укладом этого малого народа. Книга иллюстрирована фотографиями национальной одежды, орнаментов, предметов быта лесных ненцев.

Для широкого круга читателей, интересующихся культурой народов российского Севера.

Шаманские обряды и изречения

Шаманство дошло до наших дней как

неотъемлемая часть древнейших родоплеменных

религий. По наблюдениям этнографов, шаманы

нередко спасали людей от тяжелых недугов, а

порой и от смерти. Шаманство - это

необычайно увлекательный, интеллектуальный

процесс...

Майкл Хайнер

Важной частью традиционного образа жизни и культуры лесных ненцев (нещан) является шаманство. В общем смысле под этим подразумевается взаимодействие человека с энергией окружающего мира. Огромная Вселенная полна энергией: Солнце, звёзды, Земля, небо, реки, озёра, растения, животные, люди - все мы порождение этой великой энергии. Мы получаем силу-энергию во время привычных каждодневных действий, таких как приём пищи, физическая нагрузка, любовь, и во время умственных занятий - обучение, работа мысли, мечтание, медитация. Такая сила-энергия есть у каждого человека, но люди в разной мере наделены ею. Некоторые владеют способностью черпать силу из окружающей природы, предметов. Именно такие одарённые люди, которые могут разговаривать с духами, становятся избранными - шаманами.

Внешние признаки так называемой «шаманской болезни» - замкнутость, умение видеть необычные сны, способность отключаться от окружающей действительности. Люди, которым суждено стать шаманами, имеют особые отметки - большие родимые пятна, две или три макушки, лишний палец и т. п. Другое обязательное условие - это умение пользоваться особыми качествами и знаниями. Шаман имеет способности к медитированию, врачеванию, может предсказывать судьбу отдельного человека, а иногда и целого рода, владеет гипнозом. У него обострённая интуиция, воображение, поэтический дар. Он знает легенды и предания своего народа, родословные… С. 4.

Местонахождение в библиотеках: ЦГБ (1), ИДБЦ (1)

63.5(2) Т 88 Турутина, П. Г. По тропам моих предков и моего детства: сказки, легенды, шаманские обряды и изречения лесных ненцев / П. Г. Турутина. - Екатеринбург : Баско, 2000. - 96 с. : ил.

Эта книга - первая попытка представить широкому кругу читателей фольклорное и культурное наследие одного из малочисленных народов нашей страны - лесных ненцев, проживающих в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа России. Материалы собраны и подготовлены директором районного краеведческого музея П.Г. Турутиной - сказительницей, краеведом и знатоком устного народного творчества лесных ненцев.

В книге использованы фотографии экспонатов этнографических экспозиций Окружного краеведческого музея им. И.С. Шемановского (г. Салехард) и Пуровского районного краеведческого музея (п. Тарко-Сале).

К проблеме сохранения малых этносов Заполярной Сибири

Почти каждый вновь прибывший на Пуровскую землю стремится побывать на необычном весеннем празднике - Дне оленевода. Как по мановению волшебной палочки, заснеженные просторы наполняются смуглыми, энергичными людьми в необычайно красивой, экзотической одежде. Точеные линии и изящество оленьих рогов, стремительные гонки на оленьих упряжках завораживают. Все это дает возможность городским жителям ощутить чувство полета и бьющей через край энергии.

Кто эти люди? Какова их судьба? Ответить на этот вопрос помогут историки, этнографы, лингвисты, археологи, а также наши собственные наблюдения и выводы, полученные в ре-зультате многолетних экспедиций в Пуровский район.

По данным переписи 1989 года, в России проживают около 30 тысяч ненцев, которые расселены на обширных пространствах таежной полосы, лесотундры и тундры Северной Сибири и Европейского севера. Язык и культура ненцев в целом отличаются монолитностью. По языковой принадлежности они относятся к самодийской ветви уральской языковой семьи.

"Северные самодийцы" - устоявшийся термин, которым обозначаются нганасаны, энцы, селькупы, лесные и тундровые ненцы. По ряду признаков можно выделить 3 этнографические группы: европейскую, сибирскую тундровую и сибирскую лесную.

Лесные ненцы ("лесные люди") были впервые описаны известным финским исследователем Кастреном в 1845 г. Территорией их обитания является полоса болотистой лесотундры в междуречье Оби и Таза. От тундровых ненцев они отличаются особым диалектом самодийского языка, некоторыми элементами духовной и материальной культуры, а также внешним, более монголоидным обликом. Численность их в настоящее время составляет около 2000 человек. Исконными занятиями лесных ненцев издавна являлись охота, разведение оленей и рыболовство. Ловля рыбы запорами на малых речках и неводом на озерах до сих пор остается основным занятием лесных ненцев, а рыба и мясо - основными источниками питания.

Как и раньше, большая часть населения живет в бассейне р. Пур, в ее среднем и верхнем течении ненцы ведут полукочевой образ жизни в составе рыболовецких, оленеводческих и охотничьих бригад совхоза "Верхнепуровский" и национальных общин. Соседями лесных нен-цев на западе и юге являются ханты, на востоке - селькупы, на севере - тундровые ненцы.

Вся популяция лесных ненцев исторически подразделена на 7 субпопуляций, названия которых определяются названиями поселков или факторий, где сконцентрирована та или иная группировка лесных ненцев: Тарко-Сале, Харампур, Халясавэй, Варьеган, Вэнгапур, Сытомино, Нумто (рис.1). Кроме того, лесные ненцы делятся на 4 основных рода: Пяк, Нгэваседа, Вэлло, Иуси. Они представлены с разной частотой в каждой из субпопуляций. Дисперсный характер расселения лесных ненцев по берегам многочисленных рек и озер с давних пор определял у них структуру брачных связей. Род у лесных ненцев представлен группой родственников, ведущих счет родства по отцовской линии. Представители родов вступают между собой в строго регла-ментированные, экзогамные брачные отношения.

По первым документальным данным XVII в., наиболее представительными были роды Нгэваседо, (Айваседо) и Пяк. И в настоящее время 75 % всех фамилий приходится на эти два рода. В последние годы заметно увеличилось число смешанных браков с селькупами Каткелевыми, Агичевыми и хантами Казымкиными в таких населенных пунктах как Харампур, Халясавэй, Варьеган. Кроме того участились браки с некоренным населением. (Т. Абанина, Р. Сукерник, 1980 г.).

В результате генеалогических исследований 500 семей лесных ненцев на протяжении 4-5 поколений, были выявлены 9 полигамных браков. Очевидно, в прошлом их было значительно больше. Полигамия у ненцев является социальным фактором и вытекает из племенной организации. Кроме того, возникновению значительного количества браков между близкими родственниками способствовали экологические условия существования малыми группи-ровками и небольшим числом родов. Браки типа "дядя - племянница", "тетя - племянник", браки между двоюродными и дважды двоюродными сибсами составляют 8% от всех изученных браков и 30% - между родственниками (Т. Абанина, Р. Сукерник, 1980 г.). С. 8 – 9.

Местонахождение в библиотеках: ЦГБ (1)